Интерес к проблеме качества жизни населения в нашей стране возобновился в принципиально иных условиях, чем возник в свое время в странах с развитыми рыночными отношениями. Если «у них» важной причиной повышения качества жизни была необходимость ограничить «потребительскую жизнь», направить деятельность людей и общества в целом на преодоление растущих негативных последствий «общества потребления», то «у нас», где почти половина населения страны ведет трудную борьбу за свое выживание, интерес к качеству жизни обусловлен необходимостью перехода от выживания к развитию. Интерес к проблематике качества жизни вызван и тем, что в ближайшее время вряд ли следует ожидать радикального повышения доходов населения. Тем не менее, главная стратегия повышения качества жизни для нас заключается в повышении эффективности труда и росте доходов населения. Основным ориентиром в этом направлении может служить высказанное еще в дореформенный период и подтвержденное исследованиями ВЦУЖ, положение, согласно которому новое, более высокое качество жизни наступает у социального субъекта при удвоении его доходов.
Эта трехуровневая система оценки качества жизни может стать основным инструментом анализа для принятия необходимых практических мер по повышению качества жизни населения. Однако для этого, прежде всего, надо сформировать общеупотребительное содержание понятия «качество жизни». Утвердить в общественном мнении и среди лиц, формирующих и осуществляющих социальную политику в центре и на местах, понимание того, что именно повышение качества жизни, в том числе и наиболее нуждающихся слоев населения, определяет эффективность всего социального развития, а также, что экономический рост должен быть подчинен задачам повышения качества жизни людей.
Мониторинг качества жизни населения, проводимый в первой половине 90-х годов прошлого века Всероссийским центром изучения общественного мнения мог бы быть возобновлен при соответствующей доработке.
Принципиально важное значение имеет разработка стандарта качества жизни, который мог бы основываться на разработанной во ВЦУЖ системе потребительских бюджетов населения и включал бы в себя показатели, определенные на основе сложившегося в обществе, прежде всего, в его среднем слое, понимания достаточного уровня доходов, образования, здоровья, обеспеченности жильем, связью, транспортом, параметров личной безопасности, включая экологическую безопасность и т.д.
Для Московской области характерно увеличение как доходов, так и уровня жизни населения, но темпы прироста доходов превышают темпы увеличения прожиточного минимума, что позволяет говорить о повышении уровня жизни населения Московской области.
Авраамова Е.С. К проблеме формирования среднего класса //Вопросы экономики 1998 №7
Аптекарь С. Краснова В. О формировании местных бюджетов //Экономика Украины №4 1994
Гусаров В. М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463 с.
Дашкевич П.Р. Неравенство распределения дохода как фактор экономического роста в некоторых переходных странах – М. ЮНИТИ 1995
Денисов П.Р. Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры по ограничению //Экономист 1997 №1
Мисихина П.В. Социальные выплаты и льготы //Вопросы экономики 1999 №2
Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы. //Проблемы прогнозирования, 1997, № 4. С. 23-34.
Официальный сайт Госкомстата России / www.gks.ru
Савченко П.В. Политика доходов и заработной платы. – М., 2000.
Тарновская Л. И. Статистика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 171 с.
Яковлев А.П. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления и меры //Российский экономический журнал 1999 №3
|