Социальное партнерство - социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.
Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства: социальная проблема; интересы партнеров; правовая обоснованность партнерства; возможности и сильные стороны партнеров; правила взаимодействия и взаимного контроля; наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства; наличие проекта как способа соорганизации сторон; постоянство и стабильность процесса социального партнерства; инновационные пути решения социальных проблем.
Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон: значимость социальной проблемы для каждой из сторон; установление интересов каждого из возможных партнеров; совместное формулирование целей и задач деятельности; осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы; выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
Необходимо отличать простое взаимодействие или кооперацию усилий в решении сиюминутных проблем, чаще всего регулируемых директивами вышестоящего руководства от социального партнерства, основанного на равноправном, долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему.
Амелин В. Н. Социология политики. М., 1999.
Иванов В.Н. Политическая социология. – М., 2000.
Шишкарев С. Социальное партнерство в России / С. Шишкарев // Российский журнал. – 2003. – 3 апреля.
|