Трудовая мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление и т.д. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций:
– побуждающую (вызывает активность человека к профессиональной деятельности);
– направляющую (определяет характер цели в профессиональной деятельности);
– регулирующую (определяет ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности).
Мотивация фиксирует такое состояние профессиональной деятельности, которое желательно для человека, но которого еще нет в наличии. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. К таким побуждениям относят: профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности.
Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.
Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.
Потребность в профессиональном труде – это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.
Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.
Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы – это внешние побуждения, которые могут вызвать, в зависимости от психологических особенностей человека, различные мотивы, как внутренние побуждения. От мотивов следует отличать мотивировки. Это указания человеком на причины своих профессиональных действий, которые могут не совпадать с настоящим мотивом. Таким образом, термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что-либо, которая часто обозначается как мотивирование. И те, и другие явления чаще всего не осознаются.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998.
Горячев С.С. Трудовая мотивация (закономерности развития). - М.: Маркетинг, 2005.
Захаров Н. Л. Система регуляторов социального действия российских государственных служащих. – М., 2002. – С. 51
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
Питерс Р., Уотермен В.В. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.
Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб: Издательство « Питер», 2000.
Травин В.В., Данилов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2000.
Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.
|