Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).
Интервьюирование – представляет собой личное общение интервьюера (человека, который опрашивает) и респондента (человека, который отвечает на вопросы). Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью).
Письменный вид опроса – анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет - респондент отвечает на вопросы самостоятельно. По формам проведения опросы делятся на: - очные и заочные, - индивидуальные или групповые.
Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса.
Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария ( анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.
Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным. Вопросы в анкете могут быть: - открытыми, - полузакрытыми и закрытыми, в зависимости от того, предполагаются ли ответы на поставленные вопросы или нет, - содержательными, - функциональными.
Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социол. исслед. 1999. № 2. С. 123- 126.
Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // СОЦИС. 2000. № 8. С. 98-109.
Токарева Е.М. Социология. – М., 2005.
Колоткин М.Н. Социология. – Новосибирск: СГГА, 2001. – 72 с.
|