Таким образом, взаимодействие социального работника с клиентом — это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действия, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия можно выделить непосредственный контакт между социальным работником и клиентом и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов. В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитации, адаптации, восстановление социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.
Повышение эффективности социально-психологического взаимодействия предполагает использование наиболее результативных методов и методик социальной работы. В основе методик находится тот или иной оценочный метод или группы методов. Оценочный метод — это способы, приемы, с помощью которых оценивается эффективность социальной работы.
Одним из таких методов является метод оценки эффективности взаимодействия на основе удовлетворения потребностей клиента. В практике социальной работы также используются социологические исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование и др.
Однако исследования в области эффективности социальной работы начались сравнительно недавно — с 1996 г., и поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с определением видов, методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности специальной работы.
1. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). - М., 1993.
2. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. - М., 1996.
3. Теория и методика социальной работы. Вып. 1, 2. – М.: ГАСБУ, 1993.
4. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1 – 2. – М. – Тула, 1992.
5. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1992. Федеральный бюджет и регионы. Опыт анализа финансовых потоков. – М.: ДИАЛОГ МГУ, 1998.
6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. - М., 2001.
7. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. - М., 2002.
8. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей: Научное издание. – М., 2004
9. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. – М., 1999
|