Результаты исследований показывают, что на профессиональное становление молодого специалиста влияют в большей степени первые годы работы. Именно в этот период они интенсивно овладевают профессией.
Первые годы после окончания вуза являются тем "испытательным сроком", который определяет позиции молодого специалиста. Нередко из-за условий и организации труда им приходиться менять место работы и даже профессию, что является одним из серьезных показателей неадаптивности.
Большинство исследователей останавливаются на двух видах адаптации личности в условиях трудового коллектива:
1. Профессионально - производственная.
2. Социально-психологическая.
На основе анализа литературы по социально-психологической и профессиональной адаптации можно констатировать, что в науке нет единства в определении критериев, по которым можно оценить степень приспособления личности к условиям труда и общественной жизни; не установлены критерии и признаки успешности профессионального становления.
Переход от студента к специалисту имеет два основных противоречия:
1. Между представлениями и действительностью.
2. Собственно профессиональное становление.
Чем быстрее пройдет преодоление этих противоречий, тем успешнее завершится процесс адаптации.
Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. 1990. N2. - С.58 - 65.
Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
Марушина В. Н. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности // Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права. – М., 2000.
Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол. 1988. N 5. С.71 - 78.
Психология учителя: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989.
Яценко Т. С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. докт. дис. Киев, 1989.
Рыбников Н. А. Психология и выбор профессий. М., 1989.
Кашкадамов В. П. Отчет о деятельности комиссии по изучению условий труда педагогов // Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда. Казань, 1923.
Жуйков Ю. С., Осницкий А. К. Психологические механизмы активности учащихся // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся: Тезисы межвузовской конференции. Воронеж, 1990.
|