Содержание Введение 3 1. Понятие социальной структуры общества и ее объективная детерминация 4 2. Этнологическая структура общества 5 3. Классовая структура общества 8 4. Социальная структура современные общества 11 Заключение 16 Литература 17
Содержание Введение 3 1. Городское самоуправление в дореволюционной России 4 2. Государственная власть и управление в городах в советский период 7 3. Система городского самоуправления в Российской Федерации 8 Заключение 18 Литература 20
Содержание Введение 3 1. Структура социологического исследования 4 2. Виды социологического исследования 6 3. Цели и задачи социологического исследования 7 Заключение 9 Литература 10
Содержание Введение 3 1. Структура населения Германии 4 2. Динамика естественного движения Германии 6 3. Современная демографическая ситуация в Германии 7 4. Структура распределения населения Германии 8 Заключение 12 Литература 13
Содержание Введение 3 1. Структура населения Германии 4 2. Динамика естественного движения Германии 6 3. Современная демографическая ситуация в Германии 7 4. Структура распределения населения Германии 8 Заключение 12 Литература 13
1. Проблемы управления в индустриальной социологии начала ХХ века (от теории рационализации до «классики» управлении). 2 2. Классическая теория организации управления (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер). 10 3. Мотивационные теории и теории стилей руководства. 13 Литература 14
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ К.ЮНГА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Экстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении. 2 2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая. 5 Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения. 6 3. Практическое задание. 10 Установите основную мысль приведенного ниже фрагмента из работы К.Г.Юнга «Психологическая типология». 10 Литература 10
Содержание Введение 3 1. Сущность PR-деятельности 4 2. Объект и предмет PR-деятельности 5 3. Особенности работы PR-групп с различными типами аудитории 8 Заключение 12 Литература 13
1. Эволюция представлений о социальной среде управления. 2 2. Кадровая политика как фактор эффективного социального управления на микро и макро уровнях. 3 3. Соответствие технологии управления государственным интересам 7 Литература 8
Вариант 8. Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии 3 1. Теория структурно-функционального анализа. 3 2. Теория социального конфликта. 4 3. Одним из направлений в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. Назовите время возникновения этого направления, теории его представляющие и авторов этих теорий. 8 Литература: 17
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивирования трудовой деятельности 5 1.1. Сущность мотивации труда 5 1.2. Состояние и тенденции изменения мотивации персонала 11 1.3. Основные правила мотивации, виды и типы мотивов к труду 17 Глава 2. Особенности трудовой мотивации личности в России 21 Заключение 31 Литература 33
Содержание Введение 3 1. Понятие "уровень жизни" и "качество жизни" населения 4 2. Система индикаторов уровня и качества жизни 7 2. Современное состояние уровня и качества жизни в России 16 Заключение 23 Литература 24
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения прогнозирования образования 5 1.1. Сущность понятия "образование" в статистике 5 1.2. Факторы развития образования 6 1.3. Методы изучения развития образования 10 Глава 2. Уровень образования Саратовской области 15 Глава 3. Прогнозирование сферы образования в Самарской области 22 Заключение 25 Литература 27
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения уровня жизни и качества населения 5 1.1. Понятие "уровень жизни" и "качество жизни" населения 5 1.2. Система индикаторов уровня и качества жизни 8 1.2.1 Индикаторы уровня жизни 9 1.2.2. Индикаторы качества жизни 14 Глава 2. Современное состояние уровня и качества жизни в России 17 Глава 3. Прогнозирование уровня жизни населения Московской области 24 Заключение 26 Литература 28
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения занятости населения 5 1.1. Понятие занятости населения 5 1.2. Методика прогнозирования занятости населения 10 Глава 2. Анализ занятости населения России 12 2.1. Общая характеристика занятости 12 2.2. Структура занятости 15 Глава 3. Прогнозирование занятости населения 19 3.1. Динамика занятости населения России 19 3.2. Прогнозирование занятости населения России 24 Заключение 28 Литература 30
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения прогнозирования доходов 5 1.1. Роль доходов населения в уровне жизни 5 1.2. Классификация доходов 8 1.3. Методы расчета доходов населения 14 Глава 2. Система показателей и критериев прогнозирования доходов населения 17 2.1. Динамика доходов населения РФ 17 2.2. Структура доходов населения РФ 18 2.3. Факторы роста доходов населения 21 Глава 3. Основные направления доходов населения на макро- и мезоуровне 23 Глава 4. Прогнозирование доходов населения России 29 Заключение 31 Литература 32
Социология Вариант 20. Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи Содержание
1. Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы. 3 2. Социальная защита семьи. 7 3.Может ли семья стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России? 11 Литература 15
Вариант 17. Социальная сущность семьи 1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. 2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи. 3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы. Излагая первый вопрос целесообразно отметить место данной темы в структуре социологического знания, специфику социологического подхода к изучению семьи. Дайте определение понятий «семья». Чем объясняется необходимость сохранения семьи. Охарактеризуйте «семью как социальный институт» и «семью как социальную группу». Говоря о семье, нельзя не подчеркнуть, ее основу - брак. Дайте определение понятия «брак», в чем сущность и специфика брака. Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру, оно включает экономическую, психологическую и юридическую стороны. В чем это проявляется? Второй вопрос предполагает классификацию семьи, выделение типов (их три) и характеристику каждого типа. Назовите и охарактеризуйте основные функции семьи. Литература: Социология семьи. Учебник под ред. проф. А.И. Антонова. 2е изд., М.: ИНФРА, 2007. Вельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.
Вариант 3. Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития 3 общества 3 1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 3 2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма -поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 7 3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? 9 Литература 12
Вариант 5. Социологическая теория марксизма 2 Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм. 2 Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба. 6 3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство... Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом». («Наемный труд и капитал». К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. т. 6, стр. 441). 11 Сводится ли, с вашей точки зрения, понятие общества только к общественным отношениям? С каких точек зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество? 11 Литература 13
Вариант 4. «Понимающая» социология Макса Вебера 2 1. Концепция «понимающей» социологии и теория социального действия. Концепция «идеальных типов». Проблема ценностей. 2 2. Идея рациональности и работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». 10 3. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии? Аргументируйте. 14 Литература: 15
Содержание Введение 3 Глава 1. Социальная сущность отказа от материнства 5 2.1. Общее понятие о материнстве 5 2.2. Категории матерей – "отказниц". 12 Глава 2. Отказ от материнства (по материалам социологических исследования) 15 Заключение 22 Литература 24
Содержание Введение 3 Глава 1. Сущность семьи и брака в социологии 5 1.1. Понятие о семье и браке 5 1.2. Инновационные подходы к изучению семьи 8 Глава 2. Модель брачно-семейных отношений у современной молодежи 12 2.1. Модель брака 12 2.2. Брак по расчету 22 Заключение 25 Литература 28
Введение 3 Глава 1. Особенности детей из неблагополучных семей 5 1.1. Понятие и виды неблагополучных семей 5 1.1.1 Алкогольные семьи 6 1.1.2 Педагогически несостоятельные семьи 9 1.1.3 Конфликтные семьи 13 1.1.4 Криминально-аморальные семьи 13 1.2. Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 14 1.3. Ценностные ориентации детей из неблагополучных семей 18 Глава 2. Исследование эмоциональных особенностей у детей из неблагополучных семей 23 2.1. Методики исследования 23 2.2. Результаты исследования 24 Заключение 30 Список использованной литературы 32
Содержание Введение 3 1. Особенности института семьи в России 4 2. Специфика развития современной семьи 5 3. Особенности исследования семьи в современной России 6 Заключение 11 Литература 12
Содержание Введение 3 Глава 1. Факторы, влияющие на качество брака 5 1.1. Социально-психологические факторы, влияющие на качество брака 5 1.2. Социально-демографические и экономические факторы, влияющие на качество брака 10 1.3. Факторы, приводящие к разводам 13 Глава 2. Анализ факторов риска до брака на причины последующих семейных конфликтов 18 2.1. Анализ социально-психологических факторов на причины конфликта 18 2.2. Анализ социально-демографических факторов 20 2.3. Анализ факторов риска, влияющих на развод 24 Заключение 26 Литература 28
Содержание Введение 3 1. Процесс обучения ролям 4 2. Предписанные и достигаемые статусы 6 3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт 14 Заключение 22 Литература 23
Содержание Введение 3 Глава 1. Основные подходы к исследованию взаимоотношений мужчин и женщин 5 1.1. Половые различия между мужчинами и женщинами. 5 1.2. Значение добрачного поведения в отношениях мужчин и женщин. 9 1.3. Культура отношений между мужчиной и женщиной в России. 10 Глава 2. Особенности взаимоотношений мужчины и женщины в период ухаживания. 15 2.1. Особенности отношений между мужчиной и женщиной в 21 веке. 15 2.2. Анализ результатов социологических исследования 17 Заключение 21 Литература 23
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические предпосылки антиалкогольного и антиникотинового воспитания 5 1.1. Факторы, влияющие на развитие алкоголизма и употребления никотина в среде школьников. 5 1.1.1. Объективные факторы 6 1.1.2. Субъективные факторы 7 1.2. Стадии развития алкогольной зависимости 8 1.3. Способы профилактики 9 Глава 2. Проблемы, связанные с воспитанием учащихся 10 2.1. Проблемы антиалкогольного воспитания учащихся 10 2.2. Проблемы антиникотинового воспитания учащихся. 14 Заключение 20 Литература 22
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального самочувствия молодежи 5 Глава 2. Анализ социального самочувствия молодежи в России 12 2.1. Анализ ситуации в социальном самочувствии молодежи и старшего поколения в России 12 2.2. Сравнительный анализ изменения проблем в разрезе поколений 17 2.3. Основные опасения респондентов 20 Заключение 23 Литература 24
Содержание: Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения стратегического управления персоналом 4 1.1. Возникновение стратегии управления персоналом 4 1.2. Составляющие стратегии управления персоналом 10 1.3. Компетенция персонала как объект стратегического управления. 13 Глава 2. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России 17 2.1. Факторы, влияющие на развитие стратегического управления персоналом. 17 2.2. Анализ перспективных направлений в управлении персоналом на примерах российских предприятий 25 2.3. Основные направления развития стратегического управления персоналом в России 34 Заключение 39 Литература 40
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальных рисков 5 1.1. Понятие о социальных рисках. 5 1.2. Оценка риска 6 1.3. Формальные концепции риска 9 1.4. Восприятие риска 11 Глава 2. Специфика социальных рисков в реформируемом обществе 16 2.1. Формальная модель анализа риска 16 2.2. Компоненты процесса генерации риска 16 2.3. Модель анализа риска 20 Заключение 22 Литература 24
Содержание Введение 3 Глава 1. Проблема терроризма в современной социологии 5 Глава 2. Отношение российского населения к терроризму 12 2.1. Отношение к терроризму у россиян 12 2.2. Восприятие населением фактора тревожности в связи с угрозами терроризма 16 Заключение 20 Литература 21
Содержание программы: Введение 3 1. Методологический раздел программы. 4 1.1. Формулировка проблемы. 4 1.2. Объект и предмет исследования 4 1.3. Цель и задачи исследования 4 1.4. Интерпретация основных понятий. 5 1.5. Гипотеза 6 2. Организационно-методологический раздел. 7 2.1. Методы сбора первичной социологической информации. 7 2.2. Выбор обследуемой совокупности 14 Заключение 16 Анализ данных 16
Содержание Введение 3 Глава 1. Вероятностный подход 4 1.1. Одноступенчатая случайная выборка 4 1.2. Принцип районирования (стратификации) 7 1.3. Принцип кластеризации («гнезд») 8 1.4. Многоступенчатая комбинированная выборка 9 Глава 2. Целенаправленный (направленный) подход 18 2.1. Принцип типичности 18 2.2. Принцип квот 19 Глава 3. Объем выборочной совокупности 25 Заключение 31 Литература 33
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния СМИ на массовое сознание 4 1.1. Место и роль СМИ в жизни общества 4 1.2. СМИ в качестве инструмента "политического маркетинга" 11 1.3. СМИ и опросы общественного мнения 17 Глава 2. Анализ влияния СМИ на формирование общественного мнения. 22 2.1. Методы сбора первичной социологической информации. 22 2.2. Анализ полученных данных. 25 Заключение 30
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ. МАЛАЯ ГРУППА - ОСНОВНОЙ ТИП СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. 4 2. ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК МАЛАЯ ГРУППА 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение 3 1. Проблема современных разводов 4 2. Причины разводов в России 12 3. Последствия разводов 14 Заключение 20 Литература 21
Введение Россия, наряду с Испанией и Италией, возглавляет ныне список индустриально развитых стран со сверхнизкой рождаемостью, т.е. с таким ее уровнем, который намного ниже порога простого воспроизводства населения (2,1 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь). У нас этот индекс в 1997 г. составил 1,23 ребенка (для сравнения: в Англии и Франции - 1,7; Швеции - 1,6; Германии - 1,3; Италии - 1,24; Испании - 1,15; в США и Канаде, изначально ориентированных на иммиграцию, - соответственно 2,0 и 1,6). Для развитых стран сверхнизкая рождаемость является хронической, и ее продолжающееся сокращение в связи с дальнейшим развалом института семьи скорее говорит о "демографическом крахе", нежели "демографической зрелости" западного мира. В преддверии XXI века можно со всей определенностью сказать, что призрак депопуляции бродит не только по Европе - это планетарный, глобальный феномен. К 2000 г. население Земли, по-видимому, достигнет 6 млрд. - величины значительно меньшей, чем это мерещилось в 50-е годы мальтузианцам всех мастей. Причем, прирост на 96% будет определяться развивающимися странами, в которых происходит удивляющее многих европейских демографов ускорение темпов падения рождаемости. Одной из причин подобной ситуации является наличие большого количества разводов в нашей стране. Литература Алешина Ю.Е. Исследование разводов в западноевропейских странах и США и консультативная служба // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. - М.,1981. - С. 129-156. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 1994. - 70 с. Говако Б.И. Студенческая семья. - М., 1988. - 159 с. Население и Общество. 2004. № 20
Содержание Введение 3 1. Культ человечества по Конту 5 2. Учение о социократии по Конту 9 3. Социология О. Конта 10 Заключение 26 Литература 28
Введение О. Конт по праву считается родоначальником социологии в современном ее понимании, ввел термин «социология». Считая общество наиболее сложным предметом изучения, рекомендовал использование наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов. основоположником социологической науки. Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть положительная философия, т. е. основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Создать посредством правильного обобщения фактов (“объективный метод”) из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение “субъективного метода”, превратить ее в положительную религию – так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его 2-х главных сочинениях. Основная его работа – «Курс позитивной философии», в которой он кратко изложил свои идеи, затем он выпустил более развернутую «Систему позитивной политики». Но эта формула в своем целом выражает лишь его позднейшую точку зрения. Когда он задумывал, обрабатывал и издавал “Курс позитивной философии”, он вовсе не думал о превращении или хотя бы о дополнении философии религией. Напротив, главной причиной его разрыва с Сен-Симоном было стремление последнего к возрождению религиозных идей и учреждений. Для самого Конта основное побуждение (в первый период его деятельности) состояло в том, чтобы объединить умственный мир человечества на твердой почве положительных наук, через совершенное исключение (élimination) всяких спорных теологических и метафизических, идей. Употребляя термин «положительная», «позитивная» философия, Конт указывает, что он имеет в виду способ мышления, который опирается только на факт, на позитивные данные, ничего не измышляет.
Литература 1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Наука, 1998 г. 2. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992. 3. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 2003. 4. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. 5. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993. 6. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1. 7. Социология / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1998 г. 8. Тощенко Ж.Т. Социология. – М.: Прометей, 1998 г. 9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. - 256 с.
Введение 3 1. Воздействие социально-экономических изменений на положение женщин. 5 2. Демографическая ситуация 6 3. Факторы и особенности роста женской занятости 9 4. Экономическая независимость и (или) безопасность 14 Заключение 19 Литература 23
Заключение Важнейшим составляющим в положении женщины является ее место в обществе, ее участие в общественно-полезном труде как источнике существования и средстве реализации своего социотворческого потенциала. Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин-работниц на всех уровнях решаются без учета выполнения ими материнских функций. В республике слабо решаются или вовсе не решаются вопросы создания специфических программ переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих детей, или возвращающихся из отпуска по уходу за детьми. Это сдерживает мобильность женской рабочей силы, а в новых экономических условиях становится главным тормозом интеграции женщин в динамично меняющиеся условия занятости. Значительно медленнее, чем у мужчин, идет и рост деловой квалификации женщин. Более того, при первых же попытках демократизации выборной системы и снятии женских квот резко сократилась численность женщин в структурах политической власти и управления. Так, например, в прошлом парламентском составе республики из 73 человек была лишь одна женщина, в нынешнем - 2. Главная же отличительная черта социального статуса женщин - это непрочность профессиональных позиции и нисходящая социальная мобильность. Не лучше обстоят дела у женщин и в семье, в которой она, как известно, играет ключевую роль. Вся тяжесть жизненных невзгод, связанных с обвальным падением уровня жизни подавляющего большинства семей, легла на женские плечи. По сравнению с мужчиной она выполняет двойную нагрузку по материальному обеспечению семьи и по ведению домашнего хозяйства. Об этом свидетельствуют и данные нашего социологического обследования структуры суточного фонда времени 150 городских семей. Так, время на ведение домашнего хозяйства в рабочий день у мужчин составляет всего 50 мин., а у женщин - 3 часа 25 мин., т.е. более чем в 4 раза. В выходной же день на ведение домашнего хозяйства мужчина тратит 1 час 41 минуту, в то время как женщина - 7 часов 59 минут, т.е., в четыре раза больше. Не менее вопиющим является и разница в объеме свободного времени у мужчин и женщин. Так, если у мужчин свободное время в рабочий день, по данным тех же исследований составляет 3 часа 22 минуты, то у женщин это время составляет всего 1 час и 48 минут. В выходной же день это время у мужчин составляет 9 часов, у женщин всего 4 часа. Особенности этих сторон структуры суточного фонда времени представляют наибольший научно-практический интерес, поскольку потенциально они являются одним из основных резервов улучшения положения женщины в семье и в быту. Именно в этой области семейной жизни проявляется с наибольшей наглядностью, фактическое неравенство женщины. Конечно же, весь этот социальный и морально-психологический дискомфорт не мог не отразиться на социальном поведении женщин, на здоровье матерей и их детей. Ослабление воспитательной и социализирующей роли семьи напрямую связано так же с ухудшающимся положением женщины, у которой на воспитание собственных детей из всего суточного фонда времени по данным наших исследований остается: в рабочие дни - по 35 минут, в выходные и того меньше-28 минут. Уровень заболеваемости женщин детородного возраста и беременных женщин резко возрос и достигает 80 процентов. Не удивительно поэтому, что более половины родившихся у них детей тоже страдают различными заболеваниями, а детская смертность нарастает катастрофическими темпами. Таково вкратце положение женщины в социальной структуре современного российского общества. Положение очень непростое, и выход из него не может быть однозначным. Как и то, что сама женщина своей жизнью, своим социальным положением и состоянием своей души по большому счету определяет существование самого общества и каждого из нас, одаривая нас жизнью, И сегодня замахиваться на полномасштабное решение женского вопроса, особенно при наших реальностях, едва ли возможно. Спросите женщину: что бы она для себя пожелала сегодня, и она даже при самом бедственном положении обязательно ответит вам: «Дорогие мужчины! Сделайте так, чтобы не было войны, и везде наступил мир». И это будет ее святой правдой, потому что мир - это самое благоприятное для нее условие любить, рожать и растить детей. Следующим ее пожеланием, конечно же, будет благополучие ее детей. Поэтому вне достижения благополучия своих детей и их защищенности своих детей она не захочет никаких благ. Если продолжать в том же духе, то благополучие женщины невозможно представить вне благополучия ее семьи, потому что и там она главная фигура - мать, хранительница очага, созидательница неповторимой семейной атмосферы. И так далее, Но в качестве одного из первых шагов может быть названо то, что составляет основу и главное условие существования общества, семьи и самого человека - это обеспечение занятости женщин с учетом ее общественных, социальных, семейных и материнских ролей. Стратегическая программа решения женского вопроса должна основываться на идеологии подлинного равенства, которое ориентировало бы государство на смещение акцентов с унизительных форм помощи на рост социально-экономического потенциала семьи и возможностей ее самообеспеченности и самодостаточности, на создание предпосылок для максимально полной реализации женщиной своих прав и творческого потенциала в общественной сфере, профессиональной деятельности и семейной жизни. Можно было бы установить налоговые льготы, преимущества в погашении кредитов предприятиям и организациям за активное и эффективное ведение работы по улучшению условий труда, ускоренные темпы выведения женщин с неблагоприятных рабочих мест; создать при центрах по трудовой занятости специальные подразделения, оказывающие организационную и консультационную помощь женщинам в выборе вида трудовой деятельности; всемерно содействовать организации и развитию женского предпринимательства, обеспечивать условия для создания женщинами малых предприятий, различных кооперативов, рабочих мест для надомного труда, их ремесленной и артельной деятельности, малого бизнеса, выделять для этого помещения, оборудование и материалы, предоставлять на льготных условиях необходимые кредиты и субсидий и т.д. Литература 1. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М. 1998. 2. Гендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Душанбе, 1999 3. Российский статистический ежегодник. М., 2000. 4. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: ЧЕРО; МГУ, 1996.
Введение 3 1. Социально-психологические факторы, влияющие на качество брака 4 2. Социально-демографические и экономические факторы, влияющие на качество брака 9 3. Современные проблемы семейных отношений 12 Заключение 18 Литература 19
Заключение Так, в психологии принято выделять целый массив супружеских установок, значимых для семейной жизни, но большинство источников не конкретизирует их и не обосновывает их влияние на супружескую удовлетворенность браком. Зарубежные исследователи (в своем большинстве) уделяют основное внимание проблемам восприятия личности и взглядов супругов, тогда как работы отечественных ученых придают большее значение взаимному восприятию супругов в сфере ролевого поведения. Несмотря на это, наши и зарубежные авторы имеют общие мнения относительно параметров успешных и неуспешных супружеских пар. Так, высокое качество брака связано с воспринимаемым личностным сходством, согласованностью представлений о себе и о партнере, подобием ролевых ожиданий. Однако, удовлетворенность браком - динамический аспект межличностного восприятия, подчиненный следующей закономерности: изменения значений удовлетворенности браком, а также поло-ролевой структуры семьи зависит от стажа совместной жизни супругов и возраста их детей.
Литература Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: Дисс. …канд. психол. наук. - Киев, 1989. - 177 с. Дружинин В.Н. Психология семьи. - 3-е изд., испр. и доб. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с. Литвинова Л.Г. Конфликтность как нарушение функционирования семьи на различных этапах ее развития // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: - Петрозаводск: ПГУ, 1994. - С. 4-13. Пэйдж С. Супружеская жизнь: Путь к гармонии /Пер. с англ. - М.: МИРТ, 1995, - 416 с. Резников В.Е. Социально-психологическая типология конфликтного взаимодействия супругов: Дисс. …канд. психол. наук - Минск, 1991. - 224 с
Введение 3 Подростковый алкоголизм 4 Наркомания у подростков 9 Единая природа алкоголизма и наркомании 15 Заключение 19 Литература 20 Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что алкоголизм, наркомания и токсикомания являются по сути лишь разновидностями одного явления — психической и физической зависимости от химического вещества. Обыденные представления о том, что пьянство лучше, чем наркотики, являются заблуждением. В строго научном смысле употребление крепкого кофе, чая (тем более «чифира»), курение табака тоже своего рода «слабые» наркомании. Конечно, внешняя картина поведения и субъективное состояние человека после приема того или иного вещества различны, но суть их одна — изменение психического состояния. Всемирная организация здравоохранения определяет алкоголизм как одну из форм наркоманической зависимости и предлагает использовать термин «зависимость» (addikt) как в отношении алкоголя, так и в отношении других фармакологических средств. В третьем издании «Справочника по диагностике и статистике психических расстройств» определяются 5 видов веществ, употребляемых людьми для изменения своего психического состояния: алкоголь, барбитураты и седативные средства с аналогичным действием, опиоды, амфетамин и психостимуляторы с аналогичным действием, препараты индийской конопли (гашиш, марихуана). Учитывая, что употребление тех или иных из перечисленных веществ во многом определяется степенью сформированности химической зависимости, зарубежная наркология предлагает рассматривать стадии развития наркомании в соответствии с тем, какое вещество принимает человек: первая стадия — курение табака (никотиномания); вторая — употребление алкоголя; третья — курение марихуаны; четвертая стадия — употребление собственно наркотических препаратов, запрещенных для немедицинских целей.
Литература Короленко И. П., Завьялов В. Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1987. Битенский В. С., Херсонский Б. Г., Дворяк С. В., Глушников В. А. Наркомании у подростков. Киев: Здоровья, 1989. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000