Введение 3 1. Жизненный цикл продукции 5 1.1. Товарная политика фирмы 5 1.2. Этапы жизненного цикла 9 1.3. Управление жизненным циклом 15 2. Жизненный цикл технологий. 17 2.1.Технологический аудит 17 2.2.Типы технологий 22 Заключение. 25 Список использованной литературы. 27 Приложение 29
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ………….…..5
1.1.Общая система обеспечения конкурентоспособности ……………….5 1.2. Принципы формирования конкурентных преимуществ организации ………………………………………………8 1.3. Виды конкуренции и оценка состояния конкурентной среды …….11
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КОНТУР» ………………………………………..15
2.1. Организационно-производственная характеристика ОАО «Контур» ...……………………………………………………………….15 2.2. Оценка конкурентоспособности ОАО «Контур» …………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..30 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. 32
Содержание: Введение 3 1. Сущность и содержание контроля, как функции управления; 5 2. Виды контроля; 6 3. Стратегический контроль и его реализация; 11 4. Характеристики эффективного контроля и его поведенческие аспекты 15 Заключение 18 Список литературы 20
Содержание: Введение 3 1.Стратегические цели и их декомпозиция 6 2. Разработка стратегического плана развития предприятия ООО «Туральянс» 13 2.1. Краткая характеристика ООО «Туральянс» 13 2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Туральянс» 14 2.3. Стратегический план развития ООО Туральянс 20 3.Реализация стратегии развития ООО «Туральянс» 22 Заключение 25 Список литературы: 27 Приложение 1 29
Содержание: Введение 2 1. Сущность и формы контроля 4 1.1. Процесс контроля 4 1.2. Поведенческие аспекты контроля 8 1.3. Контроль ежегодных планов 11 1.4. Контроль прибыльности 13 2. Организационно-методические основы создания системы контроля на предприятии 14 3. Использование контроля для эффективного управления предприятием 19 Заключение 27 Список использованной литературы: 29
Содержание: Введение 3 1. Теоретические основы оптимизации бизнес процессов на предприятии 6 1.1. Сущность и определение бизнес процессов на предприятии 6 1.2. Реинжниринг как способ оптимизации бизнес-процесса на предприятии 8 2. Анализ проблем оптимизации бизнес-процессов в России 14 2.1. Проблемы оптимизации бизнес-процессов на предприятии в России 14 2.2. Краткая характеристика ООО «Кайман» 19 2.3. Анализ процесса реинжиниринга в ООО «Кайман» 25 3. Пути совершенствования реинжиниринга в ООО «Кайман» 32 3.1. Пути совершенствования реинжиниринга в ООО «Кайман» 32 3.2. Расчет социально-экономической эффективности реинжениринга ООО Кайман 36 Заключение 41 Список использованной литературы: 43
ЛИДЕРСТВО В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ 1. Типология личностей рабочей группы. Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества. 2 2. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Лидер и руководитель группы: отличия и взаимоотношения. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. 9 3. Практическое задание. 12 Приведите самообследование ваших возможных или уже существующих лидерских качеств. Выделите основные инструменты лидерского психологического воздействия в различных деловых ситуациях. Ответ изложите в письменной форме. 12 Литература 13
Содержание Введение 3 1. Сущность организационной культуры 4 2. Влияние организационной культуры на поведение работников 6 3. Роль коммуникаций в поддержании организационной культуры 10 Заключение 14 Литература 16
Содержание Введение 3 1. Сущность работы менеджера 4 2. Требования к современному менеджеру 5 3. Задачи современного менеджера 6 Заключение 8 Литература 9
Тема: «Типология управленческих решений» Содержание: Введение 2 1. Теоретические основы процесса принятия управленческого решения в системе государственного и муниципального управления 4 1.1. Сущность, значение и классификация управленческих решений 4 1.2. Модели разработки и принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления 10 2. Анализ системы принятия управленческих решений в ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" 15 2.1. Краткая характеристика ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" 15 2.2. Анализ организационной структуры ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" 17 2.3. Анализ основных финансово-экономических показателей ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" 19 2.4. Анализ системы подготовки и принятия управленческих решений в ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" 26 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления на ГУП МО "Мособлстройинвесткредит" 32 Заключение 34 Список использованной литературы: 36
15 а р и а и i 11 (тема 4) ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. СТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. 1. Перцептивная фаза делового общения как процесс социального восприятия и познания партнерами друг друга. Понятие межличностной апперцепции. Перцептивные барьеры делового общения: превосходства, привлекательности, - ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, отношения к нам, стереотипизации. 2. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: идентификация, рефлексия, эмпатия. v 3. Практическое задание. Выделите существенные отличия всех перцептивных барьеров делового общения. Составьте их типологию. В 1 -ом вопросе охарактеризуйте структуру делового общения, его основные стороны. Раскройте содержание процессов межличностного восприятия и познания деловыми партнерами друг друга, а также суть перцептивных барьеров в деловом общении. Во 2-ом вопросе обратите внимание на формирование социально-психологических механизмов познания и понимания партнерами друг друга: идентификации, рефлексии, эмпатии. Укажите особенности каждого из этих социально-психологических механизмов. В 3-ем вопросе при составлении типологии перцептивных барьеров обратите особое внимание на барьер стереотипизации, на проявление в межличностном общении стереотипов дел партнеров, которые упрощают и схематизируют их целостные образы.
1. Деловой этикет как важнейшая сторона профессионального поведения. Особенности делового этикета. Единство этической и эстетической сторон делового этикета. Деловой этикет как совокупность нравственных норм и правил поведения в деловом общении. Основные правила делового этикета. 2. Вербальный этикет, культура речи и слушания в деловом общении. Этикетные формулы делового общения. Ты - и Вы – общение. Приветствия, представления, приемы и другие этикетные церемонии. Этикетная модуляция речи. Этикет делового телефонного разговора. Этикет делового письма. 3. Практическое задание. Проведите системный анализ делового этикета в Вашей организации. Что служит его основой – специально разработанный кодекс этикета или традиционные нормы Вашей организации? Какие этикетные формулы Вы используете в деловом общении? Ответ на вопросы изложите в письменной форме. В 1-ом вопросе покажите значение этикета как стороны делового общения. Раскройте содержание делового этикета, его основных правил и норм. Во 2-ом вопросе охарактеризуйте вербальный этикет и его особенности, основные этикетные церемонии, а также этикет телефонного разговора и делового письма. Покажите единство в них психологической, нравственной и эстетических сторон, их значение для оптимизации делового общения. В 3-ем вопросе – при анализе делового этикета в Вашей организации обратите внимание на эмоциональный интеллект – искусство управления своими эмоциями. Покажите, как он проявляется в вашем деловом общении.
1. Общая характеристика предприятия ……………………………………3 2. Организационная структура управления ………………………….….7 3. Управление персоналом ………………………………………………....9 4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.…...16 5. Информационная система управления ……………………….. ……. 26 6. Управление маркетингом ………………………………………………34 7. Правовое обеспечение производства…………………………………..40
Приложение 1. Организационно-производственная структура…………46 Приложение 2. Формы бухгалтерской отчетности………………………..47
ИМИДЖ В ДЕЛОВОМ ЭТИКЕТЕ 2 1. Понятие имиджа. Социально-психологическая природа имиджа. Имидж в системе этикетного поведения и социального влияния. 2 2. Типы имиджа в деловом этикете. Индивидуальный имидж. Групповой имидж. Корпоративный имидж как составная часть корпоративной культуры. 5 3. Практическое задание. 9 Проведите самообследование Вашего имиджа в деловом общении. Выделите его основные составляющие: внешний вид; манеры общения и поведения; этикетные формулы общения. Ответ изложите в письменной форме. 9 Литература 10
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБЩЕНИЯ 3 1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения. 3 2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику 7 3. Практическое задание 10 Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм. 10 Литература 12
ЛИДЕРСТВО В РАБОЧЕЙ ГРУППЕ 3 1. Типология личностей рабочей группы. Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества. 3 2. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Лидер и руководитель группы: отличия и взаимоотношения. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный. 10 3. Практическое задание. 12 Приведите самообследование ваших возможных или уже существующих лидерских качеств. Выделите основные инструменты лидерского психологического воздействия в различных деловых ситуациях. Ответ изложите в письменной форме. 12 Литература 13
Содержание: Введение 3 Глава 1. Содержание внутрифирменного менеджмента. 5 1.1.Факторы внешней среды и их влияние на развитие внутрифирменного менеджмента. 5 1.2. Пути повышения эффективности внутрифирменного менеджмента. 9 Глава 2. Некоторые аспекты практической реализации внутрифирменного менеджмента. 15 2.1. Центр оценки как технология кадровой работы 15 2.2.Основные модели кадрового менеджмента 17 Заключение 23 Список использованной литературы: 24
Содержание: 1. Введение. 3 2. Характеристика ресторана "Европейский" на 180 мест в гостинице "Метрополь". 4 3. Характеристика мясо - рыбного цеха ресторана «Европейский». 5 4. Составление 3 дневного меню (производственной программы) для ресторана «Европейский», определение наиболее трудоемкого меню 11 5. Определение количества потребителей и блюд. 12 6 .Расчет количества блюд по группам и по наименованиям согласно составленному меню. 13 7. Составление производственной программы реализации блюд по часам. 13 8. Определение по Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий необходимого количества сырья по брутто и нетто. 15 9. Определение видов и количества полуфабрикатов, выпускаемых заготовочными цехами, правил и сроков хранения их и реализации. 16 10. Определение видов и количества продукции, выпускаемой доготовочными цехами, правил и сроков хранения ее и реализации. 18 11. Разработка не менее четырех технологических схем производства продукции. 19 12. Подбор и расчет оборудования. 23 13.Расчет рабочей силы в цехе. 23 14. Составление графика выхода работников цеха на работу. 26 15. Описание организации рабочих мест в цехе с характеристикой оборудования, инвентаря, инструментов, приспособлений, тары. 26 16. Правила санитарии и гигиены в цехе, включая личную гигиену работников. 28 17. Разработка планировочного решения. 32 Список используемой литературы 34
К комплексному государственному экзамену по специальности "Менеджмент орга низации" Раздел 1.ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 1 .Сущность, виды и задачи правления.Управленческий процесс 2. Основные категории и понятия теории управления 3. Менеджментгсущность и функции.Менеджмент как особая разновидность управления. 4. Методы менеджмента, их характеристика. 5. Цели и задачи менеджмента. 6. Исторический аспект менеджмента.П1кола научного менеджмента. 7. Классическая или административная школа менеджмента. 8. Концепции "Человеческих отношений" и "Поведенческие концепции" в менеджменте. 9. Современные концепции и подходы к менеджменту. 10. Краткая характеристика форм организации системы менеджмента 11. Организационная структура управления, принципы построения организаций. 12. Формы и типы организаций, их краткая характеристика. 13. Виды организационных структур, их характеристика. 14. Организационные отношения в системе менеджмента как важная функция менеджмента 15. Коммуникации как важная составляющая менеджментаВнды коммуникации. 16. Управленческая информация как условие принятия обоснованных решенийВиды информации. 17. Цели в системе менеджмента.Характеристика целей 1S. Сущность планнрсвання. Виды и методы разработки планов. 19. Мотивация и стимулирование в менеджменте 21. Контроль в менеджменте :сущность и характеристика. 22. Котроллинг: задачи и роль в системе менеджмента. 23. Функции руководства как основа управления.Функции руководителя. 24. Понятие власти: Основы власти, способы реализации. 26. Понятие "групповая динамика": формальные и неформальные группы, их характеристика. 27. Понятие лидерства в менеджменте. 28. Управление человеком и группойПонятие личности. 29. Психологическая структура личности и задачи менеджера по управлению группой 30. Стили менеджмента: руководитель, реализующий стили управления. 31. Многомерные стили управления: "управленческая решетка" Р.Блейка и М.Мутон 32. Менеджер - руководитель: основные черты и требования к менеджеру. 33. Конфликт в организации, сущность и основные характеристики. 34. Задачи менеджера по управлению конфликтами . 35. Управленческое консультирование: роль консалтинга в современном менеджменте 36. Понятие "эффективность управления": критерии и методы определения эффективности менеджмента. 37. Методы разработки управленческих решений 38. Принятие решения в условиях неопределенности и риска 39. Применение современных технологий в менеджменте. Раздел 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 .Суть и содержание стратегического менеджмента, определения понятия "стратегия" 2. Цели и задачи стратегического менеджмента 3. Сущность SWOT-анализа, его назначение 4. Основные типы стратегий, уровни их разработки и ответственность 5. Пять основных конкурентных стратегий по М.Портеру, их характеристика 6. Содержание матричного анализа хозяйственного портфеля компании (матрица БКГ) 7. Стратегии диверсификации, виды, суть и содержание. 8. Стратегии конкуренции фирмы в зависимости от ситуации в отрасли. 9. Условия успешной реализации стратегии и стратегического плана Раздел 3. МАРКЕТИНГ и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1. Сущность маркетинга как концепции управления 2. Основные стратегии охвата рынка в маркетинге 3. Маркетингвые исследования: сущность и основные положения 4. Основные составляющие конкурентоспособности товара 5. Суть концепции жизненного цикла товара 6. Сущность понятия "консыомеризм" .специфика консьюмеризма в России 7. Сущность и принципы ценообразования в системе маркетинга 8. Товародвижение:сущность и основные положения 10. Сегментация рынкащель, мотивы и критерии сегаентации 11. Контроль в маркетинге, основные функции контроля 12. Среда международного маркетинга 13. Методы выхода на внешний рынок 14. Системный подход к выбору международных рынков 15. Сущность и основные черты предпринимательства 16. Виды предпринимательства, их характеристика. 17. Социально-психологический аспект предпринимательства 18. Организационно-правовыеформыпредпринимательства Раздел 4.ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 1. Инновационный менеджмент как система управления инновациями 2 Этапы инновационного менеджмента 3. Инновационные проекты как форма целевого управления инновационной деятельностью 4. Оценка эффективности инновационных (инвестиционных) проектов 5. Управление рисками инновационных проектов 6. Основные виды конкурентных сил ( по МПортеру) 7. Жизненный цикл продукции в соответствии со стандартами ИСО ("петля качества") 8. Функции системы управления качеством Раздел 5.УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ и ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ 1. Поиск, подбор и отбор персонала 2. Управление карьерой руководителей и специалистов 3. Подготовка, переподготовка и повьппение квалификации работников 4. Управление социальным развитием предприятия (организации) 5. Кадровая политика организации (предприятия) 6. Система управления персоналом организации 7. Стили (модели)и стороны делового общения 8. Управление социально-психологическим климатом в коллективе Раздел 6.ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 1. Системный анализ в исследованиях систем управления 2. Методы исследования систем управления 3. Диагностика систем управления Раздел 7.ССНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 1.Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) 2. Организация работы с документами Раздел 8.АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии 2 .Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 3. Методы антикризисного регулирования Раздел 9.ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Принципы формирования процесса организации 2. Жизненный цикл организации 3. Бизнес - план -основа эффективной реализации развития организации
1. Теоретические аспекты охраны окружающей среды……….………. .5 1.1 Значение охраны окружающей среды на предприятии…………… ..5 1.2 Информационное обеспечение при проведении экологического аудирования……………………………………………………………………13 1.4. Законодательные основы организации и планирования охраны окружающей среды на предприятии……………………………..17
2. Охрана окружающей среды в ОАО «Лукойл»…………………………21 2.1 Краткая характеристика компании……………………………………21 2.2. Политика ОАО "ЛУКОЙЛ" в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ………………..……24 2.3 Особенности охраны окружающей среды ОАО «Лукойл»………….28
Заключение………………………………………………………………….…39
Список использованных источников……………………………………….41
1. Основные аспекты социальной роли предпринимательства…………..5 1.1. Предприниматель – незаменимый сегмент экономической активности……………………………………………………………………….5 1.2 Проблемы среды функционирования предпринимательства. …...........7 2. Основы организации труда предпринимателя………………………….11 2.1. Понятие и экономическое значение организации труда....................11 2.2. Элементы эффективной организации труда менеджера……………..13 3. Сущность и значение стиля руководства предпринимателя……….23 3.1. Понятие стиля руководства…………………………………………….23 3.2. Классификация стилей руководства………………………………….26 3.3. Формирование эффективного стиля руководства……………………37
Заключение…………………………………………………………………….40 Список литературы……………………………………………………………41 Приложение……………………………………………………………………44
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1 Понятие психологической совместимости в организации 6 1.2 Психологический климат производственного коллектива 9 1.3 Связь психологического комфорта и эффективности работы организации 25 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 33 2.1 Программа исследования 33 2.2 Результаты исследования и их обсуждение 38 2.3 Выводы 50 Улучшению психологического климата в организации 51 Психологическая работа с отдельными сотрудниками организации 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57 ПРИЛОЖЕНИЯ 60
1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 4 2. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ СТРУКТУР ОРГАНИЗАЦИИ 12 2.1 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 12 2.2. ЦЕХОВАЯ (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) СТРУКТУРА 14 2.3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 17 2.4. МАТРИЧНЫЕ СТРУКТУРЫ 18 3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕЙ СТРУКТУРЫ 22 3.1. ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ 22 3.2. ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА И ТЕХНОЛОГИИ 23 3.3. ВЛИЯНИЕ ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ 23 3.4. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 23 4. КЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Содержание Введение 2 1.Теоретические аспекты защиты окружающей среды предприятия. 7 2. Обеспечение окружающей среды на предприятии, отвечающей нормам ГОСТов. 14 Заключение 24 Список использованной литературы. 31
Содержание Введение 3 1.Теоретические основы управления 4 1.1.Задачи управления 4 1.2.Стили руководства . 6 2.Организация труда. 13 2.1. Теоретические аспекты организации труда. 13 2.2.Законодательные нормы организации и охраны труда на предприятии. 16 3. Анализ стиля управления и его совершенствование в ООО «ALLTRANCE»………………………………………………………..20 3.1. Характеристика управления в ООО «ALLTRANCE»……………… …20 3.2. Анализ стиля управления ООО «ALLTRANCE»……………… ………26 3.3. Выбор направлений совершенствования стиля руководства и организации труда предпринимателя.…… ………………………….…………………..…..32 Заключение. 45 Список использованной литературы. 47 Приложение……………….…………………………………………………….49
Содержание Введение 3 1.Теоретические основы управления 4 1.1.Задачи управления 4 1.2.Стили руководства . 6 2.Организация труда. 13 2.1. Теоретические аспекты организации труда. 13 2.2.Законодательные нормы организации и охраны труда на предприятии. 16 3. Анализ стиля управления и его совершенствование в ООО «ALLTRANCE»………………………………………………………..20 3.1. Характеристика управления в ООО «ALLTRANCE»……………… …20 3.2. Анализ стиля управления ООО «ALLTRANCE»……………… ………26 3.3. Выбор направлений совершенствования стиля руководства и организации труда предпринимателя.…… ………………………….…………………..…..32 Заключение. 45 Список использованной литературы. 47 Приложение……………….…………………………………………………….49
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 4 2. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ СТРУКТУР ОРГАНИЗАЦИИ 11 2.1 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 11 2.2. ЦЕХОВАЯ (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) СТРУКТУРА 13 2.3. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 15 2.4. МАТРИЧНЫЕ СТРУКТУРЫ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
1. Понятие и роль управленческих решений 2 2. Необходимость исследования систем управления на уровне управленческих решений 6 3. Исследование процедуры подготовки и принятия управленческих решений 8 4. Характеристика предприятия ООО « Логика» 16 5. Классификация управленческих решений в организации 19 6. Изучение Положения о подразделении, штатное расписание, должностные инструкции 26 7. Принимаемые решения в подразделении, отделе 30 8. Построение процедуры подготовки и принятия решения 32 9. Предложение по совершенствованию управленческих решений 34 Список использованной литературы: 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
Введение. 3 1. Проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе. 5 2. Задачи менеджера по управлению группой. 12 Заключение 19 Список используемой литературы. 20
Содержание. Введение 2 1. Сущность и проблемы управления современной организацией. 3 2. Пути решения проблем управления современной организацией. 11 Заключение. 17 Список используемой литературы. 19
Содержание: Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения стратегического управления персоналом 4 1.1. Возникновение стратегии управления персоналом 4 1.2. Составляющие стратегии управления персоналом 10 1.3. Компетенция персонала как объект стратегического управления. 13 Глава 2. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России 17 2.1. Факторы, влияющие на развитие стратегического управления персоналом. 17 2.2. Анализ перспективных направлений в управлении персоналом на примерах российских предприятий 25 2.3. Основные направления развития стратегического управления персоналом в России 34 Заключение 39 Литература 40
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальных рисков 5 1.1. Понятие о социальных рисках. 5 1.2. Оценка риска 6 1.3. Формальные концепции риска 9 1.4. Восприятие риска 11 Глава 2. Специфика социальных рисков в реформируемом обществе 16 2.1. Формальная модель анализа риска 16 2.2. Компоненты процесса генерации риска 16 2.3. Модель анализа риска 20 Заключение 22 Литература 24
Введение 3 1. Власть, влияние и лидерство. 5 1.1. Проблема лидерства в современном менеджменте 5 1.2. Составляющие лидерства 7 1.3. Стили лидерства 8 1.4. Формы власти. 11 2. Влияние на основе убеждения и участия (партнерство) 15 2.1. Заменители лидерства 17 2.3. «Двигатель» лидерства 19 3. Взаимоотношения собственника и менеджера. 21 Заключение 25 Список использованной литературы: 26
Содержание Введение 3 Глава 1. Основные школы управления. 4 Глава 2. Классическая школа управления 10 2.1. Возникновение научного менеджмента 10 2.2. Общая характеристика школы 16 Глава 3. Необходимость и сущность управления 21 Заключение 25 Литература 27
Содержание: Введение 3 1. Теоретические основы управления и расстановки кадров на предприятии 5 1.1. Основы управления персоналом. Понятие и подходы. 5 1.2. Сущность и задачи управления 11 1.3. Правила отбора персонала и оценка кандидатов при приеме на работу 15 2. Анализ кадровой расстановки и структуры ресторана "Самарканд" 23 3. Основные направления совершенствования кадровой политики в современных условиях. 29 Заключение 33 Список литературы 35
Введение 3 1. Теоретические основы планирования трудовой карьеры работников в организации 5 1.1. Трудовая карьера и ее формирование 5 1.2. Организация профессионально-квалификационного продвижения рабочих и планирование их трудовой карьеры 10 Глава 2. Анализ системы управления персоналом в ресторане "Самарканд" 15 2.1. Краткая характеристика ресторана "Самарканд" 15 2.2. Анализ системы управления в ресторане "Самарканд" 15 3. Оценка и пути совершенствоания профессиональных знаний, навыков, умений в ресторане "Самарканд". 27 Заключение 41 Список использованной литературы. 42
Содержание: Введение 3 1. Охарактеризуйте и оцените степень использования в управлении Вашей организацией (предприятием) положений любой из школ менеджмента. 5 2. В соответствии с целями, сформулированными для подсистем организации, предложите несколько вариантов их достижения, обоснуйте наиболее эффективный, на Ваш взгляд, вариант. 5 3. Построить дерево целей на основе сформулированной миссии предприятия (не менее двух уровней). 7 4. Приведите перечень и содержание общих и специфических функций управления Вашей организацией. Опишите наиболее важные специфические функции, характерные для Вашей организации. 10 5. Опишите систему планирования в Вашей организации и процесс планирования на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Покажите практику реализации плана. Обозначьте преимущества и недостатки существующей на Вашем предприятии системы планирования и предложите меры по ее совершенствованию. 11 6. Опишите систему контроля в Вашей организации и процесс контроля на примере одного из направлений деятельности Вашей организации. Оцените эффективность контроля и сформулируйте предложения по его совершенствованию. 13 7. Проанализируйте формы власти, которые используются в Вашей организации (на предприятии) в различных ситуациях; что обусловило ту или иную форму власти, какие факторы ее определили. Является ли Ваш руководитель лидером, дайте обоснованный ответ. Приведите примеры баланса власти. 15 Заключение 17 Список использованной литературы: 19
введение 1 глава 1.1 основные ресурсы предприятия вывод - основное человеческие ресурсы 1.2 сравнительный анализ качества отечественных и зарубежных трудовых ресурсов вывод - основная зада развития российских предприятий - развитие человеческого капитала
2 глава 2.1 - основные состовляющие человеческого потенциала вывод - расказать о проффесиональном опыте, о проффесиональных знаниях, немного о медицине, уровеннь образования,
уровень оплаты труда. 2.1.1 - состояниие здравохранения вывод - средняя продожительность. жизни мужчин, женщин. у нас и за рубежом, средняя продолжительность активной
рабочей жизни у нас и за рубежом.
2.2 существующая система проффесонального развития персонла вывод - отечственные и зарубежные системы - их сравнения
Содержание: Стр. Введение 3 1. Понятие и содержание социального менеджмента 4 2. Факторы, влияющие на формирование микроклимата в трудовом коллективе 11 3. Современная российская доктрина социального менеджмента 13 Заключение 21 Список использованной литературы 22
Введение 3 Глава 1. Подходы к управлению человеческими ресурсами 7 1.1.Задачи подразделения по управлению персоналом 7 1.2.Распределение ответственности между работниками 15 1.3. Мотивация и стимулирование персонала 27 1.4. Методика оценки эффективности работы кадровой службы 39 Глава 2.Анализ подразделения управления персоналом в Некоммерческой организации Благотворительный фонд "Камельзон про теннис тур". 42 2.1. Краткая характеристика организации 42 2.2.Процесс планирования деятельности и прогноз возможностей организации 44 2.3.Анализ организационной структуры Некоммерческой организации Благотворительный фонд "Камельзон про теннис тур" и основных функций ее кадровой службы. 55 2.4.Анализ эффективности работы в области управления персоналом в Некоммерческой организации Благотворительный фонд "Камельзон про теннис тур". 64 Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом в Некоммерческой организации Благотворительный фонд «Камельзон про теннис тур» 71 3.1. Основные методы мотивационного менеджмента 71 3.2. Разработка мероприятий и рекомендаций по совершенствованию работы кадровой службы фонда 83 Заключение 91 Список использованной литературы 95 Приложение
Введение 2 Глава 1. Теоретические и законодательные основы системы управления на предприятии 4 1.1. Система управления персоналом на предприятии 4 1.2. Основы управления финансами предприятия 8 Глава 2. Анализ структуры управления ООО «Мир одежды» 10 2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Мир одежды» 10 2.3. Структура управления ООО «Мир одежды» 12 Глава 3. Совершенствование системы управления предприятием 18 3.1. Совершенствование управления финансами предприятия 18 3.2. Совершенствование системы управления персоналом 22 Заключение 25 Список использованной литературы. 27 Введение В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами предприятия. Общеизвестно, что в современных условиях в финансовой жизни предприятий происходят наиболее болезненные процессы. Столкновение старых подходов к организации финансовой работы с новыми требованиями жизни, с новыми функциями финансов предприятия - одна из главных причин "пробуксовки" реформ в торговом секторе экономики. Рано или поздно руководители предприятия сталкиваются с проблемами управления ресурсами: выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, например, объем реализуемой продукции, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости реализации и появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, но сводит иногда прибыль до нуля. Понимание того, что на предприятии необходимо менять систему управления, снижать издержки обращения, более эффективно управлять финансовыми ресурсами приходит быстро. Вопрос в том, как это сделать? Как подсчитать истинную себестоимость вида продукции, как спланировать закупки при имеющихся запасах, в совершенствование каких процессов в первую очередь необходимо инвестировать средства и т. д. Рассмотрению этих вопросов посвящена эта работа. Главная цель данной работы - проанализировать организацию и эффективность управления исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами и дать рекомендации по управлению финансами на предприятии. Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: максимизация прибыли предприятия, оптимизация структуры предприятия и повышение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективного механизма управления финансовыми ресурсами. Объектом исследования выступает ООО «Мир одежды». Это предприятие коммерческой отрасли, которое занимается реализацией изделий промышленности и коммерческой отрасли. Информационной базой анализа являлись труды исследователей данной проблемы, бухгалтерская отчетность предприятия. При освящении теоретических вопросов эффективности управления финансами предприятия были использованы различные учебные пособия, статьи периодических изданий, законодательные акты. Список использованной литературы.
1. Гражданский кодекс РФ: части первая и вторая - М.: Тандем, Экмос, 2000.-228 с. 2. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая - М.: Проспект, 2000.-288 с. 3. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)».-М.:ПКФ «ЭКМОС», 2005.-160 с. 4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 г. № 129-ФЗ. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 года №34н. 6. Приказ Министерства финансов РФ от 4.12.02 г. №122 Н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 13.01.2000 года №4Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». 7. Абрютина М. Н. Экономический учет и анализ деятельности предприятий-//Вопр. Статистики - 2000., №11.-15 с. 8. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие - М.: ИКЦ «Март», 2005.-928 с. 9. Баканов Н. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник– 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2004. –452 с. 10. Ануфриев В. И. Классификация счетов бухгалтерского учета-//Бухгалтерский учет, 2003.-299 с. 11. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2004.-240 с. 12. Басовский Л. Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие -М.: ИНФРА-М, 2004 –222 с. 13. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М,2003- 215 с. 14. Бочаров В. В. Финансовый анализ: Учебное пособие- М.:ИНФРА-М, 2003-240 с. 15. Брага В. В., Левкин А. А. Компьютерные технологии в бухгалтерском учете на базе автоматизированных систем. Практикум: Учебное пособие - М.: «Финстатинформ», 2003.-220 с. 16. Бухгалтерский учет: Учебное пособие для вузов - М.: Книжный мир, 2004.-299 с. 17. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций: Учебное пособие для вузов/В. А. Пучко, В. И. Бережной, Л. Н. Булавина и др. - М.: Финансы и статистика, 2004.-416 с. 18. Волошина А. Н. Налоговый учет//Налоговый вестник.2005 г., №7. 19. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности – М.: ДИС,2003-416 с. 20. Кириллов В. Э. Управленческий учет.: Учебник для вузов.-2-е изд., измен. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-416 с. 21. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учебник – М.:Проспект,2000 –424 с. 22. Кузина Е. Л., Сидоркина В. Т. Финансовые результаты предприятия. Учет, анализ, аудит - М.: ПРИОР, 1999.-64 с. 23. Маяков Д. С., Шохин Е. И. Теория финансов предприятия.: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2000.-156 с. 24. Нитецкий В. В., Гаврилов А. А Финансовый анализ в аудите. Теория и практика.: Учебное пособие – М.: Дело, 2003.-312 с. 25. Пансков В.В. Налоговый кодекс РФ: Работа продолжается, проблемы остаются и множатся//Российский экономический журнал, 2003., №5. 26. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия).: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», 2005-1012 с. 27. Ранецкий К. А. Экономика организации (предприятия):Учебник –4-е изд., перераб. и доп. - М,: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-416 с. 28. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учебник- М.: ИНФРА-М,2003.-336 с. 29. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия - М.:ИНФРА-М,2004.-336 с. 30. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.:Учебник-5-е изд.,/ Мн.: ООО «Новое знание», 2000.-338 с. 31. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.:Учебник-5-е изд.,/ Мн.: ООО «Новое знание», 2003.-338 с. 32. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности – М.: Инфра –М,2003.-288 с. 33. Соколова Г. Н. Информационные технологии экономического анализа-М.:»Экзамен», 2004.-320 с. 34. Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А. Д. Шеремета.-М,:ФБК-Пресс,1999.-160 с. 35. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ.: Практикум-Ростов н/Д: Изд. Центр «Март», 2004.-160 с. 36. Финансы.: Учебник для вузов/Под ред. Л. А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. 37. Финансы: Учебное пособие/Под ред. Проф. А. М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 1998.-384 с. 38. Финансы и кредит: Учебник/ Под. ред. проф. М.В. Романовсого, проф. Г. Н. Белоглазовой- М.: Юрайт, 2005. 39. Финансы предприятия.: Учебник/Под ред. М. В. Романовского.-СПб.:Бизнес-пресс,2000. 40. Финансы предприятия: Разработка финансового плана торгового предприятия: Деловая игра -М.: ИКЦ «Маркетинг»,2004. 41. Чечевицина Л. Н. Экономический анализ: Учебное пособие-Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003.-448 с. 42. Шуляк П. И. Финансы предприятий: Учебное пособие -М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000.-561 с. 43. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2005.-601 с.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА……………………………………………………………..…..5 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННО- ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕ «ШУПАШКАР»………………..15 3. СОСТАВ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КАФЕ «ШУПАШКАР»………………………………………………………………….23 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….50 ПРИЛОЖЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.). Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными налогами не ограничиваются. Размер минимальной заработной платы работников предприятий всех организационно-правовых форм собственности устанавливается законодательством. Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Анализ труда и заработной платы кафе «Шупашкар» ОАО «Чебоксарский хлебозавод» показал следующие результаты: - в 2004г. по сравнению с 2003г. количество поступивших человек на работу в кафе «Шупашкар» увеличилось на 3 чел., количество выбывших человек так же уменьшилось на 3 человека; - коэффициент выбытия и поступления в 2004г. по сравнению с 2003г. соответственно изменились в 0,19 раз. Коэффициент текучести в 2004г. составил 0,06 и уменьшился в 2004г. по сравнению с 2003г. на 13%; - в 2004 г. по сравнению с 2003 г. трудовые ресурсы предприятия использовались достаточно полно, произошло увеличение отработанных одним рабочим дней на 16, на всех рабочих – 256 дней. - наблюдается увеличение отработанных часов одним рабочим на 128,0 часов, а общее увеличение рабочего времени составило 2048 часов, что произошло благодаря увеличению количества рабочих дней с 209 до 225человек; - увеличение фонда рабочего времени в 2004 г. по сравнению с 2003 г. произошло за счет увеличения отработанных рабочими дней за год; - выработка работника предприятия в 2004г. по сравнению с 2003 г. увеличилась на 33,2 тыс. руб. за счет увеличения отработанного времени на 2048,0 часов; - в 2004 г. по сравнению с 2003 годом произошло снижение удельной трудоемкости на 40 %; - сумма экономии (Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты составила 224,5 тыс. рублей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчук В.В. и др. Организация и нормирование труда., М: Институт новой экономики, 2002, - 1280 с. 2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебное пособие / ГУУ. - М., 2002.-370 с. 3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика и социология труда. Красноярск, 2000. - 454 с. 4. Аминова З.Ф. Финансовая стратегия предприятия: формирование, развитие, обеспечение устойчивости. М. :Компания Спутник+, 2002. - 118 с. 5. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2003.- 496с. 6. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. - Киев :Эльга :Ника-центр, 2004 - 711с. 7. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2003. – 340 с. 8. Бочаров В.В. Финансовый анализ.: – СПб. Питер, 2003. – 240с. 9. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. - М.: ПРИОР-СТРИКС, 2000 - 315 с. 10. Ван Хорн Д.К. Основы управления трудовыми ресурсами предприятия. - М.: Финансы и статистика. - 1996. – 740 с. 11. Гамова В.В. Закупка товаров - важнейший элемент коммерции в условиях рынка. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1998. – 254 с. 12. Гиляровская Л.Т. Организация, нормирование и оплата труда. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с. 13. Голоденко Б.А. Теоретические основы экономики и социологии руда /Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2000. – 145с. 14. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2003. – 576 с. 15. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно - ориентированный подход: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. - 304 с. 16. Казак А. Ю., Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения. - Екатеринбург, Изд-во АМБ, 2003 – 412с. 17. Каплан, Роберт С. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: Олимп-Бизнес, 2004. - 392 с. 18. Керимов В. Э. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002. - 160с. 19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 768 с. 20. Ковалев В.В. Труд в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003. – 462 с. 21. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2003. – 424 с. 22. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. - М.: Финансы и статистика, 2002 - 288 с. 23. Кочович Е. Финансовая математика: Теория и практика финансовых расчетов. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 189 с.
Введение 43 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий туризма 46 1.1.Сущность и значение конкурентоспособности предприятий 46 1.2.Методы оценки конкурентоспособности предприятий туризма 51 1.3.Пути совершенствования конкурентоспособности предприятий туризма в условиях рыночной экономики 58 2. Оценка конкурентоспособности предприятия туризма ВАО «Интурист» 75 2.1.SWOT-анализ предприятия туризма ВАО «Интурист» 75 2.2.Показатели конкурентоспособности предприятия «Интурист» на туристском рынке г.Москвы и их оценка 78 2.3.Система управления конкурентоспособностью на предприятии туризма ВАО «Интурист» 93 2.4.Влияние конкурентоспособности на эффективность деятельности ВАО «Интурист» 99 3. Разработка и экономическое обоснование путей повышения конкурентоспособности предприятия туризма ВАО «Интурист» 103 3.1.Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятия туризма ВАО «Интурист» 103 3.2.Экономическая эффективность системы мер по повышению конкурентоспособности предприятия туризма ВАО «Интурист» 109 Заключение 118 Список литературы: 121 Приложение 1 Список использованной литературы: 1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. – М.: Профиздат, 2003 – С.534. 2. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы. – М.: Гном-Пресс, 2003 – С.442. 3. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. – М., 2003 – С.332. 4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.312. 5. Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики - СПб.: СПбУЭФ, 2006 – С.413. 6. Арман Дайан, Фернан Букерель,Робер Ланкар и др.; Академия рынка "Маркетинг", Москва Экономика 2003 – С.212 7. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ,2003 – С.312. 8. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие- СПб.: СПбУЭФ, 2003 – С.413. 9. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации - СПб.: СПбУЭФ, 2003 – С.331. 10. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг №2. – 2002 – С.615. 11. Ветитнев А.М. Маркетинг. 2003. № 6 . 12. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. СПб., 2003 – С.331. 13. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. – М., 2003 – С.553. 14. Гембл П. и др. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М., 2002 – С.312 15. Годин А.М. Маркетинг. Учебно-методическое пособие. М., 2002 – С.413 16. Голубков Е.П Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом №1.- 2003 – С.514 17. Голубков Е.П. Общая характеристика методов сбора данных. Маркетинг в России и за рубежом. № 1(4), 2003 – С.112. 18. Гомилевская Г.А. Организация предпринимательской деятельности в туризме и гостиничном хозяйстве. Учебное пособие. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2003 – С.551. 19. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2003- С.116. 20. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме. – Мн.: “Экономпресс”, 2003 – С.422. 21. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности - М., 2003 – С.514. 22. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М., 2003 – С.312. 23. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг - М.: Международные отношения, 2003 – С.413. 24. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003 – С.441. 25. Каверина Т.П. Основы туристской деятельности. М., 2003 – С.413 26. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб, 2003 –С.413 27. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2003 – С.413 28. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2003 – С.443 29. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 2003 – С.443 30. Маркетинговый анализ. Книга 3(35). Издание 2, переработанное и дополненное // под ред. Ковалев А.И., Войленко В.В., М., 2003 – С.554 31. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 2003 – С.112. 32. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Саратов, 2003 – С.552 33. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований - СПб.:СПбУЭФ, 2003 – С.554 34. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. Ростов н/Д. 2002 – С.442 35. Папирян Г.А. Экономика туризма. Ростов н/Д. 2003 – С.423 г. 36. Попова Р.Ю. Туризм // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2006 – №1(13). С. 28-31. 37. Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003 – С.442 38. Ромат Е.В. Маркетинговые исследования. Сборник статей по теории и практике маркетинговых исследований. М., 2003 – С.552 39. Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2003 – С.132 40. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. Учебное пособие. СПб., 2003 – С.413 41. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2003 – С.514 42. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. М. 2003 Мир деловой книги - С.432 43. Чернов В.А. Анализ операций с клиентами турфирмы // Маркетинг №6.-2003 – С.67 44. Шведенко В.В., А.И.Тяжов. Маркетинговая концепция. – Кострома 2003 г. – С.542 45. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. – М.: Спб.: Издательский Торговый Дом “Герда”, 2003 – С.531 46. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт. М., 2006 – С.413